Берегите стопы! (Профилактика и лечение плоскостопия)

доктор медицинских наук, профессор Потапчук А.А.

Одной из важных задач как специалистов, так и родителей, является формирование правильной осанки и стоп у детей. Костно-мышечная система – депо практически всех элементов Периодической системы Менделеева и индикатор состояния внешней среды, а дети, как известно, наиболее ранимая возрастная категория к неблагоприятным воздействиям окружающей среды ( это и загрязнение воздуха и качество продовольствия и состав питьевой воды). Экологическое неблагополучие нередко является причиной различных заболеваний и деформаций опорно-двигательного аппарата.

Не случайно уже более 25 лет в США, Японии, Германии и других странах с высоким уровнем развития промышленности, получила свое развитие новая отрасль педиатрии – экологическая педиатрия, изучающая влияние среды обитания матери и ребенка на состояние их здоровья.

Изменение качественного или количественного состава микроэлементов в организме ребенка, вызывает различные нарушения, так, например недостаток марганца приводит к нарушению формирования скелета, дефицит фтора – к вальгусным деформациям голени и стоп, кальция - к кариесу зубов и пр. Нарушения опорно-двигательного аппарата под воздействием неблагоприятных факторов могут прогрессировать и приобретать хроническое течение, при этом техногенная интоксикация изменяет минеральный обмен в костной ткани растущего организма ребенка.

Не случайно В.И.Садофьева, изучая рентгенограммы костной системы детей в научно-исследовательском институте детской травматологии и ортопедии имени Г.И.Турнера еще в конце 90-х годов выявила 4 группы изменений в костно-мышечной системе детей за последние 10 лет:

  • Увеличивается частота и тяжесть большинства ортопедических заболеваний, частота пороков развития костей;
  • Возрастают дистрофические изменения опорно-двигательного аппарата, выявляется ранний остеохондроз позвоночника;
  • Растет число переломов костей, вызванных неадекватно малой травмой, что связано с остеопенией костной ткани детей (уменьшением плотности, снижением содержания кальция в костях);
  • Замедляются темпы созревания скелета, нередко у детей «костный» возраст отстает от паспортного.

Систематические занятия физическими упражнениями для таких детей имеют исключительное значение, так как одним из эффективных средств элиминации ксенобиотиков (выведения тяжелых металлов, радиоактивных элементов и других вредных веществ) является использование различных реабилитационных физкультурно-оздоровительных технологий.

В этой статье мы обсудим одну из актуальных и часто встречающихся проблем у детей дошкольного и школьного возраста – проблему плоскостопия.

Плоскостопие – деформация стопы, проявляющаяся в снижении ее продольного или поперечного свода.

По данным разных авторов плоскостопие у детей составляет от 20 до 40%. Следует отметить, что наша стопа выполняет ряд важных функций -таких, как

  • опорная;
  • рессорная (амортизационная);
  • двигательная;
  • балансировочная.

В организме рессорную функцию опорно-двигательного аппарата обес¬печивают несколько механизмов:

  • Физиологические изгибы позвоночника;
  • Межпозвонковые диски;
  • Продольный и поперечный своды стоп.

Наиболее тяжелым видом плоскостопия является плосковальгусная деформация, при которой опора происходит на внутренний свод с отведением переднего от¬дела стопы. Плосковальгусная деформация стоп нередко является след¬ствием рахита у детей раннего возраста (1-3 лет), а в старшем дош¬кольном возрасте (5-7 лет) чаще наблюдается продольное плоскосто¬пие без выраженного вальгусного компонента с постепенным уменьше¬нием степени плоскостопия. Тип стопы, так же, как и тип осанки, форми¬руется к школе (к 7 годам), в связи с чем дошкольный возраст наиболее благоприятен для коррекции имеющихся деформаций опорно-двигатель¬ного аппарата.

С точки зрения биомеханики стопа имеет функционально целесооб¬разное анатомическое строение, поэтому от ее состояния зависят плав¬ность и легкость походки.

В образовании сводов стоп важную роль играет не только оптималь¬ное взаиморасположение костей, но также согласованная работа мышц голени и стопы. У детей, по сравнению со взрослыми, на стопе больше развита подкожно-жировая клетчатка, поэтому до 3 лет уплощение сводов стоп является физиоло¬гическим и не требует лечения.

По анатомическому признаку плоскостопие делится на продольное и поперечное. Факторами развития плоскостопия являют¬ся избыточный вес, наследственно-конституциональная предрасположен¬ность, перегрузка стоп, дисбаланс мышц голени, неправильно подобранная обувь.

Уплощение сводов стоп влияет на положение таза и позвоночника, поэто¬му плоскостопие, как правило, сопровождается развитием различных типов нарушений осанки.

В начальной стадии заболевания дети жалуются только на усталость в ногах, повышенную утомляемость после продолжительной ходьбы или ста¬тической нагрузки. Затем боль в ногах усиливается, появляется деформа¬ция стоп, удобную обувь становится подобрать все труднее, сильнее стап¬тывается внутренняя часть каблука, на которую приходится большая нагруз¬ка, стопы отекают. При плосковальгусной стопе отклоняется пятка и пере¬дний отдел стоп кнаружи в виде буквы «X», появляются болевые точки:

  • на подошве, в центре внутреннего продольного свода;
  • на тыльной поверхности стопы;
  • под лодыжками;
  • в мышцах голени, вследствие их перегрузки;
  • в коленном и тазобедренном суставах, что связано с нарушением нормальной биомеханики статики и динамики;
  • в области поясницы.

Как известно, легче предупредить болезнь, чем ее лечить. В вопросах профилактики должны принимать участие врачи, педагоги и родители.

Во-первых, важно предохранять детей от хронических, часто и дли¬тельно протекающих заболеваний, которые приводят к постельному ре¬жиму, а значит и к ослаблению мышц туловища и конечнос¬тей, в том числе стоп. Необходимо гармоническое физическое развитие ребенка с правильно организованным режимом и максимальным исполь¬зованием факторов внешней среды (например, ходьба босиком по не¬ровному грунту, закаливание стоп).

Во-вторых, нужно уделить достаточное внимание воспитанию биомеханически рационального навыка ходьбы (правильное распределение площади опоры и центра тяжести).

В-третьих, обувь должна отвечать многим требованиям:

  • обеспечивать теплоизоляцию и вентиляцию;
  • обладать эластичностью и не нарушать правильного передвижения;
  • быть достаточно прочной, жесткой и устойчивой;
  • соответствовать длине и ширине стопы, иметь хорошую подкладку и достаточное пространство для пальцев;
  • каблук должен быть невысоким (2-4см.) для равномерного распре¬деления веса тела на передний и задний отделы стопы (длительное ношение обуви на высоком каблуке приводит к изменению угла наклона таза и соответственно к нарушению осанки с искривлением позвоночника).

До пяти лет рекомендуется носить ботиночки, стабилизирующие голе¬ностопный сустав. Для правильного функционирования сумочно-связочного аппарата стоп важно:

  • не носить мягкую обувь, например, валенки, чешки, мягкие санда¬лии без задника, а также обувь с узким носком;
  • не носить обувь на голую ногу, оберегать стопы от механических воздействий.

В-четвертых, необходимо обращать внимание на гигиену стоп, осо¬бенно у детей с повышенной потливостью ног. Колготки и носки должны быть из натуральных тканей (шерсти, хлопка), быть гигроскопичными и соответствовать размеру стопы. Нужно также научить детей подстригать ногти по прямой линии, чтобы давление стенок обуви на края овально остриженных ногтей не вело к их врастанию.

Главное в профилактике плоскостопия—хорошо организованный двигатель¬ный режим с обязательной ежедневной утренней гимнастикой и закаливанием.

Из средств реабилитации наиболее целесообразно использование гимна¬стики и ортопедического лечения. Особенно эффективна коррекция в период рос¬товых сдвигов, т. е. во время формирования опорно-двигательного аппарата.

Первостепенное внимание необходимо уделить обуви. Она должна быть устойчивой, плотно охватывать стопу, но не жать, чтобы не вызывать местного нарушения кровообращения. Вредно носить как тесную, так и че¬ресчур просторную обувь, которую иногда покупают детям «навырост», что вызывает потертости и портит походку. Обувь без каблука или, наобо¬рот, на слишком высоком каблуке и с узким носком также не годится, так как центр тяжести тела перемещается вперед, основная нагрузка падает на передний отдел стопы, мышцы и связки перенапрягаются.

Но иногда одной лишь рациональной обуви для коррекции плоскостопия недостаточно. Тогда назначаются супинаторы или ортопедическая обувь. Они облегчают ходьбу, берут на себя часть нагрузки, но пользо¬ваться ими постоянно не рекомендуется, супинаторы используются в периоды длительного пребывания на ногах, во время прогулок, экскурсий и др.

Ортопедическая обувь не исправляет деформацию, а улучшает ста¬тику ребенка и предотвращает возникновение неправильного фиксиро¬ванного положения стопы.

Анатомо-функциональное изменение строения нижних конечностей продолжается в течение 10-12 лет, поэтому коррекция деформаций стоп в этот период возможна, но оптимальна она в возрасте 4-7 лет.

В домашних условиях можно периодически проводить курс лечения в виде контрастных ножных ванн в течение двух недель. Для этого использу¬ются две емкости с горячей (40-45°С) и холодной (16-20°С) водой. Попере¬менно погружая на 10 секунд ноги то в горячую, то в холодную воду в течение 10-15 минут, мы не только тренируем мышцы и сосуды нижних конечностей, но достигаем еще и закаливающего эффекта.

Особенно важно систематически выполнять специальные гимнастические упражнения для формирования сводов стоп.

Упражнения, используемые для коррекции продольного и поперечного плоскостопия в различных исходных положениях

Упражнения в ходьбе

  • ходьба на носках,
  • ходьба на наружном своде,
  • ходьба «гусиным шагом»,
  • ходьба на носках в полуприседе,
  • ходьба с поворотом стоп, пятками наружу, носками внутрь,
  • ходьба на носках с высоким подниманием бедер,
  • ходьба скользящим шагом со сгибанием пальцев,
  • ходьба по ребристой доске,
  • ходьба по гимнастической палке вдоль и поперек,
  • ходьба по наклонной плоскости на носках,
  • ходьба по бревну на носках,
  • ходьба скрестным шагом на наружном крае стопы,
  • танцевальные шаги на носках,
  • ходьба по набивным мячам.

Упражнения в исходном положении стоя

  • приподнимание на носках вместе и попеременно,
  • перекат с пятки на носок и обратно,
  • полуприсед и присед на носках,
  • полуприсед и присед, пятки врозь, носки вместе,
  • поднимание пяток, без отрыва от пола пальцев ног,
  • присед, стоя на гимнастической палке,
  • полуприсед на гимнастической рейке с хватом рук на уровне груди,
  • присед, стоя на медицинболе,
  • балансировка, стоя на мяче.

Упражнения в исходном положении сидя

  • сед, ноги параллельно, приподнимание пяток вместе и попеременно,
  • сидя, тыльное сгибание стоп вместе и попеременно,
  • сидя, поднимание пятки одной ноги и носка другой,
  • сидя, захват пальцами ног мелких предметов и их перекладывание,
  • сед по-турецки,
  • подгребание пальцами матерчатого коврика,
  • перебрасывание друг другу мячей ногами.

Упражнения в исходном положении лежа

  • лежа, оттягивание носков,
  • лежа, стопы на полу, разведение пяток в стороны и обратно,
  • лежа, поочередное приподнимание пяток от опоры,
  • лежа, ноги согнуты, бедра разведены, стопы касаются подошвами друг друга — отведение и приведение стоп в области пяток с упором на переднюю часть стопы,
  • лежа, круговое движение стоп,
  • лежа, скольжение стопой по голени другой ноги,
  • лежа на животе, отжимание от пола, ноги на носках,
  • лежа на спине, поднимание прямых ног, носки на себя,
  • лежа, плавание стилем «кроль».

Кроме того, необходимо включать в занятия лазание по канату и гимна¬стической стенке, прыжки через скакалку, прыжки с мячом между стоп, прыж¬ки на носках на одной и двух ногах одновременно, упражнения в баланси¬ровке, упражнения на специальных тренажерах для стоп и так далее.

Наряду, с лечением плоскостопия, важно дать больным некоторые со- |веты и рекомендации по профилактике летом чаще ходить босиком по песку, мелкому гравию. Кататься на велосипеде, плавать, зимой кататься на лыжах. Из видов спорта заниматься плаванием, спортивными играми с мячом, лыжным спортом. Уделять внимание зака¬ливанию и общему двигательному режиму. Носить рациональную обувь. Воспитывать навык правильной осанки и правильного положения стоп при ходьбе и статических нагрузках. Тогда ваш ребенок будет здоров и не будет иметь никаких деформаций стоп.


670-5-670
Отзывы
Вопросы
Контакты
Фотогалерея

Новости

Открылось отделение УРОЛОГИИ!
СКИДКИ ДО 50%
Для родителей
Наш адрес:

Санкт-Петербург,
пр. Энгельса, д.61, к.2
(во дворе)

тел.: 670-5-670
 




«Альтера» — © 2008 www.5oc.ru Лиц. №78-01-000822 от 12.02.2007 ЗАО"АкваМед"