доктор медицинских наук, кафедры ТиМ АФК Потапчук А.А.
На здоровье человека влияют различные факторы: образ жизни (50%), наследственность (25%), внешняя среда (15-20%), организация здравоохранения (5-10%), при этом основная доля приходится на образ жизни, поэтому формирование здорового образа жизни является важнейшей приоритетной задачей сохранения и укрепления здоровья. Особенное значение в обществе приобретает здоровье подрастающего поколения.
Специалисты различного профиля (педагоги, медики, психологи) отмечают прогрессирующее ухудшение здоровья и отрицательные тенденции физического состояния современных детей и подростков. К ним относятся: рост нейроортопедической патологии, феномен децелерации, трофологический синдром, феминизация, психосоматическая астенизация, дисгармонические, метаболические и диспластические нарушения.
При организации мероприятий с целью формирования здорового образа жизни у детей и подростков важно выявление как факторов риска заболеваний и повреждений, так и факторов устойчивости. Знания, умения и навыки, необходимые для сохранения и укрепления здоровья, должны быть получены как в учреждениях здравоохранения, образования, так и в семье. Для этого ребенку нужно дать адекватные знания о здоровье, сформировать положительное отношение к своему здоровью, организовать сбалансированное питание в образовательном учреждении и дома, оптимальную физическую активность, режим труда и отдыха, повышать неспецифическую резистентность организма, проводить оздоровительную, профилактическую и коррекционную работу с детьми, обучать их навыкам самоконтроля.
По мнению В.В.Колбанова (2007) для формирования здорового образа жизни детей необходимо:
- Обучение и повышение квалификации специалистов в области здорового образа жизни
- Организация службы валеологического сопровождения
- Введение дополнительных образовательных и оздоровительных услуг
- Внедрение валеологических технологий
- Организация активного отдыха детей
- Просвещение родителей
Методическими приемами формирования здорового образа жизни являются:
- Системный подход к физическому, волевому, нравственному, эстетическому, гендерному воспитанию
- Диагностика здоровья физического развития и культуры здоровья педагогов, детей и родителей
- Паспортизация здоровья и создание базы данных о здоровье и здоровом образе жизни детей
- Предложение альтернативы улице – спорт, искусство, творчество, ремесла.
Для формирования здорового образа жизни И.В.Ильина (2002) предлагает следующие мероприятия:
- Информационную пропаганду, направленную на повышение уровня знаний о здоровье;
- Борьбу с вредными привычками;
- Санитарно-гигиеническое воспитание населения;
- Привлечение детей, подростков и их родителей к занятиям физическими упражнениями, повышение доступности этих занятий.
Таким образом, формирование здорового образа жизни должно включать создание благоприятных условий жизнедеятельности, уровень культуры и гигиенических навыков, позволяющих сохранять, укреплять и поддерживать оптимальное качество жизни.