Алла Аскольдовна Потапчук с детства увлекалась спортом: сначала - спортивной гимнастикой, потом плаванием, лыжами. Завершив учебу в Педиатрической медицинской академии, решила получить второе высшее образование в Институте физкультуры им. Лесгафта. Сегодня Алла Аскольдовна – признанный специалист по детской адаптивной физкультуре, доктор медицинских наук, профессор кафедры спортивной медицины и физических методов лечения СПбГМУ им. Павлова, научный консультант центра семейной, восстановительной и спортивной медицины «Пятый ок» .
- Алла Аскольдовна, учитывая, что вы практически сразу после окончания академии поступили в институт физкультуры, успели ли вы поработать педиатром?
- Успела – не то слово. Год работала участковым врачом, а потом несколько лет была педиатром в военных гарнизонах разных регионов России и даже стран – мой муж военнослужащий. Но с 1988 года и до сегодняшнего дня лечебная физкультура – моя основная специализация.
- На ее выбор повлияла ваша любовь к спорту?
- Да, мне всегда нравился спорт. Но не спорт больших достижений, а любительский. И мне было интересно изучать процесс оздоровления с помощью физических упражнений, их воздействие на состояние здоровья человека, на тот или иной процесс в организме. А поскольку я педиатр, меня интересовало все это с точки зрения здоровья детей: способы их лечения не лекарствами и хирургическими методами, а естественными средствами – физическими упражнениями, закаливанием…
- Как вы считаете, что лично вам дал спорт, за исключением, конечно, профессии?
- Я участвовала в соревнованиях и по спортивной гимнастике, и позже – по плаванию, получила первый взрослый разряд. И могу сказать, что спорт, в том числе любительский, многое дает любому человеку: целеустремленность, собранность, умение четко планировать распорядок дня. Кроме того, физкультура замечательно воздействует на эмоциональное состояние, увеличивает работоспособность.
- А фигура, ваш замечательный внешний вид – тоже результат занятий или это генетика?
- Думаю, и то, и другое. Мой отец – стройный человек с красивой фигурой, он тоже был военнослужащим, мастер спорта по классической и вольной борьбе. Возможно, он и передал любовь и почтение к спорту. У меня вся семья спортивная: муж тоже мастер спорта - по легкой атлетике и по военному троеборью, сыновья занимаются спортом. Правда, я теперь предпочитаю физкультуру, по-прежнему два раза в неделю хожу в бассейн, зимой обязательно встаю на лыжи. Убеждена, что физкультура творит чудеса не только в отношении здоровья и фигуры, но и в социальном плане – она важна для человека любого статуса, любой профессии, будь он администратором или офисным служащим, и уж тем более без нее не обойтись тем, кто занят интеллектуальным трудом.
- Ваши научные работы посвящены детскому здоровью. Благодаря тому, что темы кандидатской и докторской диссертаций взаимосвязаны, вы сумели проследить изучаемые проблемы в развитии. К каким выводам вы пришли?
- Кандидатскую диссертацию на тему «Коррекция нарушения осанки и плоскостопия у дошкольников средствами физического воспитания» я защитила в 1998 году, а докторскую - три года назад. Она стала продолжением кандидатской и называлась «Средства ЛФК в управлении физическим состоянием дошкольников с нарушением опорно-двигательного аппарата». То есть я получила возможность исследовать изменения состояния здоровья дошкольников на протяжение десятилетия. Сегодня все говорят о том, что оно неуклонно ухудшается и это действительно подтверждено нашими исследованиями. Во-первых, оказалось, что сегодняшние дети не просто отстают в физическом развитии от своих сверстников, с которыми мы работали 10 лет назад, но и прослеживается явная тенденция к декселерации.
- Странно, еще недавно все наперебой твердили как раз об акселерации…
- Действительно, раньше мы говорили о том, что каждое последующее поколение растет и развивается быстрее, чем родители. За последние 20 лет это процесс замедлился и сегодня наблюдается обратное явление - декселерация. Дети рождаются меньшего роста, но особенно беспокоит специалистов то, что их развитие стало дисгармоничным – это вторая важная особенность, которая была выявлена в ходе исследований. То есть, если раньше все процессы в организме шли параллельно: увеличивался вес - увеличивался рост, то сейчас ребенок может быть мезосоматиком (со средней скоростью развития организма) по одному показателю и микро- или макросоматиком по другому. Это значит, что малыш при большом весе имеет низкий рост и наоборот. Раньше таких детей было около 10 процентов, сейчас - 17-20.
Третья тенденция – отставание биологического возраста от паспортного. Например, ребенку исполнилось семь лет, а его биологический - реальный возраст (определяется на основе всестороннего обследования организма) соответствует лишь 4-5 годам. В детском саду это не особенно беспокоит родителей и самого малыша, проблемы начинаются в школе, когда на уроках физкультуры необходимо выполнять определенные нормативы по прыжкам, по бегу, да и учебная нагрузка дает о себе знать. В результате, когда 10-летнему ребенку предъявляются требования по его возрасту, а состояние здоровья соответствует 6-летнему, неизбежны травмы, срывы адаптации, которые приводят к частым простудным заболеваниям, к нарушениям опорно-двигательного аппарата и так далее.
Еще одна тенденция – психосоматическая астенизация. Это – быстрая истощаемость психических процессов, а они, как известно, очень тесно связаны с физическими (соматическими) проблемами. Поэтому многие заболевания в детстве носят психосоматической характер. То есть, как правило, дети страдают не столько от инфицирования, не столько от боли в животе на фоне погрешностей в диете, сколько от пагубного влияния стресса, психических и эмоциональных нагрузок, усугубляющих течение болезни.
Феминизация мальчиков – относительно новая проблема для современного общества. По развитию физических качеств мальчики теперь мало чем отличаются от девочек. Если раньше в школе нормативы мальчиков и девочек отличались в разы, то сегодня они почти приравнены, потому что будущая сильная половина человечества не может выполнить предназначенные для них нормы, например, по отжиманию, подтягиванию, бегу, прыжкам...
- Врачи утверждают, что самая большая проблема современных детей – плачевное состояние опорно-двигательного аппарата…
- Действительно, если нарушение осанки, например, проявляется в дошкольном возрасте незначительно у 40-60 процентов детей, то в школьном возрасте, если не заниматься лечением и профилактикой, уже 90 процентов имеют неправильную осанку. А это не просто косметический дефект, это и функциональные проблемы, которые со временем проявятся ранним остеохондрозом, остеоартрозом, болями в спине.
Что касается плоскостопия, то мы выявили интересную закономерность – дети дошкольного возраста в 25 процентах случаев имеют разную степень выраженности плоскостопия на ногах. Более того, часто одна нога может быть на сантиметр длиннее другой. Связано это в основном с мышечным дисбалансом – разной нагрузкой на правую и левую половины тела. Это влечет за собой развитие ассиметрии таза и разновеликости ног, приводящих также к нарушению осанки. То есть, казалось бы, безобидный мышечный дисбаланс создает замкнутый круг, из которого с возрастом очень сложно выбраться, поскольку, когда страдает опорно-двигательный аппарат, в цепочку вовлекаются все его звенья.
- Но во многих детских садах сегодня введены занятия ЛФК. Считается, что они должны изменить ситуацию.
- Когда мы провели исследование, выясняя, сколько детей занимается лечебной физкультурой в обычных детских садах, какую получают нагрузку, направленную на опорно-двигательный аппарат, оказалось, что этих занятий, рассчитанных на 2 раза в неделю по 30-40 минут явно недостаточно, чтобы изменить ситуацию в лучшую сторону. Потому что в общем объеме занятий физическими упражнениями ЛФК занимает всего 4 процента, что не дает ни коррекционного, ни общего оздоровительного эффекта.
- И как найти выход из этой ситуации?
- Выход – в создании комплексной системы, при которой в здоровье ребенка заинтересованы и он сам, и родители, и воспитатели (учителя), и врачи. То есть всем вместе следует создать своеобразную «школу осанки», выработать определенные правила поведения и занятий ребенка не только в детском учреждении, но и дома. Потому что в рамках одного учреждения это сделать сложно. Мы создали такие условия в экспериментальной группе одного из детских садов. Обследовали малышей и разработали индивидуальные программы для коррекции тех проблем, которые у них выявлены: слабость мышечного пресса, напряжение мышц плечевого пояса, разновеликость ног, перекос или скрученность таза, плоскостопие… То есть на каждый «набор» проблем подбираем упражнения для выполнения их в детском саду, рекомендуем индивидуальные задания для выполнения дома под контролем родителей. Это комплексная программа двигательного игрового тренинга, задача которого - развитие и коррекция не только психомоторного, но и речевого, эмоционального и общего психического развития. В ней сочетаются физические упражнения (по возможности с использованием больших коррекционных мячей – фитболов), музыка, проговаривание стихов и пение в ритм движений, двигательные и ролевые игры. В результате в ходе занятий улучшается общий уровень состояния здоровья детей, функциональное состояние организма и опорно-двигательного аппарата, формируются двигательные навыки и ловкость, которой современные дети чаще всего лишены.
- Можно ли рекомендовать такую программу для всех детских садов? Впрочем, разве есть в них возможности для индивидуальных занятий?
- Она и рекомендована для них, а возможности у дошкольных учреждений для выполнения есть. Но при этом следует активно подключать родителей к решению проблем детей. Они должны следить за тем, чтобы у ребенка мебель была эргономичной (стул, стол, компьютер) и он правильно сидел, вместе посещать оздоровительные центры, бассейн, заниматься физкультурой на свежем воздухе. Это может быть летом - катание на велосипеде, зимой - на лыжах. Очень полезен простой и естественный способ оздоровления - нордическая ходьба, изобретенная в скандинавских странах. Сегодня там с палками ходят и беременные, и старики, и люди, перенесшие операции по поводу коксартрозов, переломов шейки бедра, компрессионных переломов позвоночников. Этот вид физкультуры не имеет никаких противопоказаний, поскольку проводится на свежем воздухе – в парке или лесу, оказывая значительную нагрузку на различные мышцы, он одновременно снимает нагрузку с позвоночника и суставов.
Занятия в медицинском оздоровительном центре всей семьей – это лучший способ не только вырастить ребенка здоровым, но и приучить его к здоровому образу жизни на долгие годы вперед. Тем более, что в таком центре предлагаются физические занятия для людей разного возраста и разного уровня подготовленности. Кроме того, к их услугам – возможности для решения самых разных проблем со здоровьем: различные виды массажа, лечебная гимнастика – фитбол-гимнастика, аэробика, шейпинг, калланетика, восточные техники. Бассейн – великая сила, хорошо, когда он с поручнями, чтобы выполнять упражнения, держась за них, а не только плавать. Важно, чтобы он был теплым (температура воды выше 30 градусов), что способствует расслаблению мышц. Сложно переоценить в лечении и профилактике проблем опорно-двигательного аппарата и нервной системы в целом физиотерапию в самых разных вариациях - от водных процедур до высокотехнологичной аэроионотерапии.